ФАНДРАЙЗИНГ

5 ЛАЙФХАКОВ ДЛЯ РАБОТЫ С КОРПОРАТИВНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

Стать хорошим фандрайзером, одинаково эффективно работающим и с большими, и с маленькими проектами – непросто. У частных доноров своя специфика, у больших корпораций – своя. Фандрайзинговые переговоры на разных административных уровнях внутри большой организации могут быть очень активными, но партнерство с НКО – откладываться как по объективным обстоятельствам, так и по неочевидным причинам. Как же в этих условиях начинающему фандрайзеру не выгореть, не сдаться и искать новые пути развития?

1. ОТНЕСТИСЬ К СЕБЕ С ПОНИМАНИЕМ


Даже самые опытные фандрайзеры переживают перед важными встречами и переговорами. И это нормально! Это не делает вас плохим фандрайзером, это делает вас живым человеком. Так что можно не переживать, что вы переживаете. Нужно просто найти свои способы снимать напряжение и успокаиваться. 

Ну и, конечно, спокоен тот, кто подготовился и все заранее продумал. 

2. БЫТЬ ГОТОВЫМ К РАЗНЫМ ФОРМАТАМ ПЕРЕГОВОРОВ


Во-первых, готовиться нужно к каждой встрече, а не только к тем, которые кажутся особенно важными. 

Во-вторых, у опытного фандрайзера в голове всегда есть набор из цифр и фактов, с помощью которого он может составить предложение для любого потенциального партнера. 

Во-третьих, если у вас пока еще нет достаточного опыта для быстрых импровизаций, можно подготовить и отрепетировать заранее свою версию elevator speech – минутную презентацию на случай, если вы внезапно встретите у лифта главу Газпрома, например, или Илона Маска. И тогда в любой ситуации вы сможете ярко, быстро, красиво и убедительно рассказать про свою организацию и проекты. 

3. ПОМЕНЯТЬ ПОЗИЦИЮ С «ПРОСЯЩЕГО» НА «ДАЮЩЕГО» 


Каждый раз, когда идете на встречу, помните, что вы не просите денег, а даете партнеру возможность поучаствовать в решении социальной проблемы. 

Фандрайзер предлагает собеседнику не просто потратить деньги организации, а предоставляет в обмен суперопцию «изменить мир». Такая возможность встречается не каждый день, тем она и ценна. И если фандрайзер сам верит в такую возможность, то и его собеседник в нее поверит. 

4. ПЕРЕНИМАЙТЕ ЧУЖОЙ ОПЫТ


Всегда полезно смотреть на коллег и анализировать не только их успехи, но и провалы. Смотрите, что происходит на рынке, как работают другие организации и почему у них что-то получается. Или, например, регулярно смотрите на  что-то, что не получается ни у кого. 

И полезно помнить, что если из пятидесяти компаний только одна стала вашим партнером – это означает, что вы провели переговоры целых 49 раз и не останавливались, пока не добились успеха. 

Примерный цикл фандрайзинговых переговоров и взаимодействия с компанией, прежде чем она становится вашим партнером – 18 месяцев. Да, это долгая сделка, но она может привести к большим результатам. Поэтому фандрайзеру очень важно не терять терпения и оптимизма, работая на долгосрочную перспективу. 

5. НЕ БОЙТЕСЬ ГОВОРИТЬ ПРО ДЕНЬГИ


Есть такая практика у НКО – выстраивать отношения с организациями, не прося денег с самого начала, а делая ставку на корпоративное волонтерство, пиар-стратегии и маркетинговые проекты. Проблема такого подхода в том, что можно потратить время и ресурсы на выстраивание отношений, но так и не получить финансовой помощи для своих проектов. Так что всегда честно спрашивайте себя: достаточно ли сейчас у нашего НКО ресурсов, чтобы инвестировать их именно в такие отношения и развитие общей культуры благотворительности, не получая взамен никакой финансовой поддержки? 

С другой стороны, важно найти здоровый и взаимовыгодный баланс между позициями «мы хотим с вами бескорыстно дружить» и «нам от вас нужны только деньги». 

Поэтому фандрайзеру всегда полезно держать в голове примерную структуру разговора с инвесторами.

  1. Проблема, которую мы решаем, выглядит вот так…
  2. У этой проблемы есть такое решение (или даже несколько вариантов)...
  3. И стоимость этих решений вот такая…
  4. А вот несколько причин, почему именно наше партнерство может эффективно решать такие проблемы (у нашего НКО есть опыт, уникальные специалисты и эксперты, нестандартный подход, проверенные или новые методы, в вашем регионе мы одни такие и т.д.)

6.УЗНАВАЙТЕ ВАЖНЫЕ ПОДРОБНОСТИ О ПАРТНЕРАХ ЗАРАНЕЕ


Если вы хорошо подготовлены к встрече, то в момент встречного вопроса «а что мы получим в обмен на наше участие» – вы сразу можете предложить  варианты, которые интересны именно этой компании.

Например, повысить репутацию компании на региональном или федеральном уровне, участвуя в решении проблемы, которая остроактуальна именно для этого региона. Или, например, выполнить обязательства в рамках КСО (Корпоративной социальной ответственности), которая у каждой компании, кстати, разная, так что эти данные тем более полезно изучить заранее. 

Если встроить решение проблемы, на которую фандрайзер ищет деньги, в ДНК компании или даже сразу интегрировать его в бизнес-процессы, то это выведет совместную работу на совершенно новый уровень. Так что начинать нужно с совместных ценностей, а только потом уже переходить к пиар и маркетинговым стратегиям, волонтерству и предоставлению своих экспертов и спикеров. 

ЧТО ПОЧИТАТЬ НАЧИНАЮЩЕМУ ФАНДРАЙЗЕРУ:


  1. «Энциклопедия фандрайзинга. Как собирать деньги на социально значимые проекты» (Тимоти Сейлер, Дуайт Берлингейм и Юджин Темпел)

  1. «Собирай людей – деньги придут. Осознанный фандрайзинг, или Мастер-книга о том, как собирать деньги на благотворительность» (Ирины Меньшенина)
Делимся опытом Мнение эксперта